lazar_kr (lazar_kr) wrote,
lazar_kr
lazar_kr

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Осмеянные святыни

Когда-то, мне было лет 16, меня проазило, а точнее сказать, шокировало, это стихоторение Юрия Кузнецова:

   Ложные святыни
Вокруг индустриальные пустыни.
Ловушки быта расставляет век.
Легко ты принял ложные святыни,
Рассеянный и гордый человек.
От двух из них заходит ум за разум.
Вот ты стоишь у вечного огня,
Как перс-язычник пред горящим газом
Стоял когда-то, голову склоня.
Огонь! Сей символ мнится бесконечным,
Но бесконечность шире, чем твой круг.
Горящий газ ты называешь вечным.
При чем тут вечность? Это дело рук.
Гляди, чего на свете не бывает!
Огонь потух: подвел газопровод.
Сухой снежок горелку заметает,
И по домам расходится народ.
Увы, ничто не вечно под луной!
И твой огонь, и твой огонь земной
От случая и времени зависим,
И дух его в трубу выходит вон.
Знай истину и возмущенных писем
Не посылай на этот счет в ООН…
А вот другой обман перед глазами:
С почетным караулом и цветами,
Могила Неизвестного солдата —
К нему приходят люди на поклон.
Его покой велик и место свято.
Но почему он имени лишен?
Кому он неизвестен? Близким людям?
Сиротам? Овдовевшим матерям?
О Боге всуе говорить не будем.
Уж Он-то знает всех по именам.
Тут сатана, его расчет холодный:
Заставить нас по нашей простоте
Стирать черты из памяти народной
И кланяться безликой пустоте.

К слову, это  в огород  тем, кто говорит, что Бог-де - выдумка, а подвиг солдата - нет.  Понятно, что для верущего Бог - не выдумка. Так что этот довод тех, что утверждает, будто плясать в балаклавах в храме и жарить яичницу на Вечном огне - это абсолютно разные явления, - для верующего человека не катит.

Но вот оказывается: можно считать покой солдата великим, а место - святым (как считал сын погибшего фронтовика Юрий Кузнецов), но не считать символом его  подвига Вечный огонь. Вообще посчитать, что святые для миллионов людей символы -  вовсе не святы, назвать их  почти (или даже без "почти"?) "сатанискими".  Что меня в юности и потрясло, и с чем я ни тогда, ни сегодня согласиться не могу. 

Что ж, любой человек имеет право выбирать для себя свои святыни. Но если он такие святыни имеет, он понимает, что и у других они моогут быть. Другие святыни.  Невозможно  представить себе Юрия Поликарповича не только жарящего на вечном огне яичницу, но и пришедшего, например, 9 мая к могиле Неизвестного солдата - и декламирующего перед вдовами и сиротами, у которых не осталось могилки родного человека, - й выше приведенноое стихотворение. Притом, что сам он - такой сирота, и могилки не осталось. 

А ведь такая декламация - это не то же самое, что канкан в церкви, имитирующий шутовскую молитву, и не то, что яичница.  Поусть в некотором роде даже больнее и сокрушительнее . 

Мне неоднократно приходило в голову, что, наример, в разрушении, яростном, насильственном, чужих святынь есть нечто.... вот даже не могу найти слова. В общем, это тоже акт их сакрализации, потому что когда кто-то не на жизнь, а на смерть воюет с чужими святынями, он признает их святость. Да, оговорюсь специально: я вовсе не к тому, что такие разрушители - молодцы. И если бог его знает, есть ли Бог - и  дадут  ли они перд ним овет, то перед людьми и уголовным правом пусть несут по полной. 

В общем, взорванная церковь, на стене которой написано УЧК (это "Армия освобождения Косова", если кто не понял) может быть более живой, как Церковь, а не просто здание и архитектурный памятник, чем прекрасно отреставрированный храм, в котором танцуют канкан, венчают мужичин с мужчинами (женщин с женщинами), торгуют спиртным и т.д и т.п., считая, что все это в порядке вещей, так и надо. 

Хотя бы даже потому, что с  яростными  осквернителями - понятно, что делать. Да хоть по тому же уголовному кодексу.

А вот что делать с жарящими яичницу на Вечном огне или устраивающими шутовство в храме? Ни то, ни другое, если не причинено физического или материального ущерба, - в общем-то не уголовное престуступление. Не будем сейчас пускаться в казуистику юридическую, но это - так. "Не убили,  не покалечили, не сломали, не попортили. Оскорбить никого не хотели - и в мыслях не было. Просто вот нетрадиционно помолиться хотели - или проголодались - и покушали вот. Мусор за собой убрали. Кушать же не запрещено?".  Конечно, не запрещено! Да и как можно  оскорбить чьи-то святыни, если их попросту нет, если все перварщено то ли в бизнес, то ли в "перфоманс", то ли в  способ самовыражения (причем в отличие от самовыражения Юрия Кузнецова того же - бездарный и плоский). 

 Эх, чего-то мне категорически не нравится такой мир.  И жить в таком мире не хочется - лицемерном и трусливом. 
Subscribe

  • (no subject)

    *** Мартовский дождь ходит на мягких лапах В окна не лупит, даже не барабанит. Створки откроешь – и горький пьянящий запах Будущих листьев…

  • (no subject)

    *** Отхлынули заветные слова И стали эхом вечные созвучья, Когда пробилась сквозь густые тучи Отчаянная эта синева, Что затопила наступивший день…

  • Массовые беспорядки в Казахстане

    При беспорядках в Кордайском районе Жамбылской области Казахстана, вспыхнувших 7 февраля, погибли 8 человек, еще 40 получили ранения, в том числе…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments