?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 April 2013 @ 12:22 pm
Ахмичи  


Давно хочу написать об Ахмичах – Витезе – Уздоле – Грабовице и некоторых аспектах мусульмано-хорвтского конфликта в БиГ в 1993-м. И даже больше не самого конфликта и гаагского  правосудия по отношению к его участникам. НО вот уже больше двух лет не соберусь. Ну, может, все же когда-нибудь сделаю.

Сегодня же, в день 20-летия разорения Ахмичей войсковыми подразделениями армии Хорватии не могу обойти стороной одно событие – недавно произошедшее, информация о котором случайно подвернулась мне под руку и заставила кое о чем задуматься.

Но сначала  несколько слов о самой трагической годовщине. Не углубляясь в историю и в разные подробности, которые всегда есть и всегда – по крайней мере это касается Боснии – неоднозначны. Об этом, как говорится, потом.

В ночь на 16 апреля 1993 года подразделения армии Хорватии (подчеркну – именно независимой и признанный к тому времени мировым сообществом Хорватии, а не какой-нибудь там Херцег-Босны или паравоенные формирования) вошли в боснийское село Ахмичи с преимущественно мусульманским населением. Жившие в селе хорваты накануне ее покинули. Село было сожжено и разорено, вместе со школой и двумя мечетями. А более 100 человек убиты. Большинство – целыми семьями, прямо в своих домах. Некоторые в этих домах сгорели заживо.
Вот, например, уничтоженная семья. Три поколения.  Салкич Осман, 60 лет, его жена Салкич Сабина 65 лет, их дети: дочь Мирнеса 24года, сын Эмсад 36 лет,  а также Нихада, 33 года, жена Эмсада,  и дети Эмсада и Нихады Салкичей:  Сенад, 7 лет, Нермин, 4 года, Мелиса, 2 года.

Одним из осужденных (аж на 25 лет)  МТБЮ  за Ахмичи и другие преступления против мусульман в долине Лашвы стал Дарио Кордич. Он-то как раз хорват боснийский, родом из Сараево. И не военный, насколько я понимаю.  В годы войны лидер боснийского ХДЗ (партия Хорватское демократическое содружество), один из руководителей Херцог-Босны. К слову, в момент нападения на Ахмичи ему было 32 года.

Так вот, уже в этом году хорватский сатирик, как я понимаю (правда по очень поверхностному чтению кратких биографий) – отнюдь не националист и не поклонник идей великой Хорватии и т.п. Предраг Луцич написал и исполнил сатирическую песенку «Ичи,  мичи, Ахмичи». Текст я ниже приведу. Впрочем, что касается текст, я даже  лексически, так сказать, не все понимаю. А тут крайне важно еще и оценить интонацию правильно и точно.

Но если грубо, то текст написан в манере в манере  присказки-считалочки. И от имени этого самого Кордича.  Мол пришли в маленькое село Ахмичи и поубивали там этих мусульман, пока они стали большой проблемой, как настоящие герои поубивали, во славу себя, на радость собственной жене и Хорватии, мечети в болоте – это тоже гордость хорватов. Потом также героически пытались свалить это дело на англичан (и правда, было такое), потом героически  взять Травник и стать «поглавником», потом – через эти самые Ахмичи – также героически отправиться в Гагу. Ну и всегда чувствовать там – в тюряге то есть – поддержку из Загреба и вообще уже ощутить себя почти святым. Или не почти.  Ну это очень грубо и приблизительно и не всё. Но в общем, автор стебется над «героем-Кордичем» и его идеями.

Но... Огромное число мусульман восприняли эту песенку так, что он издевается над жертвами Ахмичей. Все негативные слова и оскорбительные определения в адрес жертв, вложенные Луцичем в уста своего отрицательного героя, они восприняли, как сказанные самим автором от своего имени и на полном серьезе. «Кому нужна такая сатира?» - это самые вежливые заголовки материалов боснийско-мусульманских СМИ по поводу песенки. А уж на разных форумах самое вежливое, как Луцича называли, - это фашист.

Конечно, можно сказать: во, придурки-де! Совсем ни сатиры, ни юмора не понимают. Но я все же воздержусь. По двум причинам.

В-первых. Вот я себе представлю подобную песенку от имени какого-нибудь немецкого или украинского головореза, участвовавшего в уничтожении Хатыни, написанную на русском или белорусском языке. Что-нибудь: «Трынь – брынь, пришли в Хатынь» и т.д. и т.п. И пусть даже потом этот герой окажется в Нюрнберге или в аду. В общем,  чего-то мне такая идея не нравится.  Ну совсем не нравится. Хотя Хатынь была 70 лет назад, а Ахмичи – только 20.
Ну, а во-вторых, если судить по хорватским форумом, на которых песенка обсуждается, то легко убедиться, что  очень многие хорваты восприняли ее ткже, как мусульмане. То есть почти также:  они восприняли характеристики, данные мусульманам всерьез, но не обиделись на них, а, напротив, поддержали. И, как и мусульмане, не заметили иронии в адрес Кордича, а приняли все его «героические подвиги» в песне – за героические подвиги без всяких кавычек.

В общем, мусульман в данном случае понять вполне можно. А что касается Луцича, такого эффекта он, видимо, не ожидал. И вот тут вопрос. Не к нему – это его дело – а так, к себе, скорее. А позволительные вообще такие игры – на чужом поле, с чужими болячками. И что делать, если ты это чужим не считаешь…

Ići, mići, Ahmići
Malo selo kao u priči
Iz hiljadu i jedne noći, pa će HVO doći
Hiljadu i druge neće ni bit'

Ići, mići, Ahmići
Mala lica, muslimančići
Ako ih ne zatučeš, kad narestu
navučeš veliki belaj za vrat

I postaću velik, i klaću kako četnik
Gospoja Kordić, žena će bit' od hrvatskog viteza

Ići, mići, Ahmići...
Niko živ iz njih ne smi izići
Pucaš redom bezveze
Poslje kriviš Ingleze
Ča su sve to posnimili...

Joj da mi je džamiji prići
Sorit je nako bez riči
Još minaret u blatu
Sve na ponos Hrvatu

Svega ima u Kordića


Osvojiću Travnik
I postaću poglavnik
Gospoja Kordić žena će bit'
od silnega Darija

Ići, mići, Ahmići...
Ja ću zbog njih i u Haag stići
Pa ću reć' žaj mi nije
Bilo pobit balije
Ni za dvi vake robije

Ići, mići, Ahmići...
Došli kleknit Josipovići
Došli ispriku kazat da se more dokazat
da Hrvatska tila je rat

Ja postaću blažen
Iz Zagreba osnažen
Milan će Bandiću kauzi bit za svetoga Darija
Milan će Bandiću kauzi bit za svetoga Darija